Глоссарий

( A-W ) A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

( А-Я ) А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

A-W

 

B

 

BTL-агентство – рекламное агентство, осуществляющее нестандартные персонифицированные маркетинговые коммуникации, а именно: стимулирование сбыта, событийный маркетинг, директ-маркетинг, мерчандайзинг, использование POS-материалов.

 

C

 

CTR – отношение количества кликов на баннер к количеству его показов; измеряется в процентах. Зачастую CTR считают показателем качества баннера или рекламной площадки; однако нужно иметь в виду, что для имиджевой, а не «продающей» рекламы значение CTR гораздо менее существенно, чем количество пользователей, которые ее увидят, и то внимание, которое они ей уделят.

 

E

 

Event-мероприятие – запланированное рекламное мероприятие, способное стать новостью:

  • презентация, церемония открытия, закладка первого камня;
  • фестиваль, ярмарка, выставка, дегустация;
  • встреча, круглый стол, конференция, симпозиум;
  • годовщина, юбилей;
  • день открытых дверей, экскурсия по предприятию и т.п.

 

F

 

Flash – технология веб-мультипликации и создания интерактивного контента компании от Macromedia, получившая широкое распространение. Применяется при создании анимационных заставок, веб-игр, интерактивных элементов сайтов и т.п.

 

Flashmob (флешмоб) — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало.

 

P

 

POS (Point of Sales) — место продаж.

 

POS-материалы – средства оформления мест продажи: наружное оформление магазинов, средства для ориентирования в местах продажи и для привлечения внимания к товарам. Вывески, указатели, панель-кронштейны, штендеры, стикеры, воблеры, мобайлы, листовки и др.

 

Product placement — размещение изображения торговой марки или самого товара в художественном или телевизионном фильме, сериале, телепрограмме, теле-шоу, компьютерной игре, музыкальном клипе, мультфильме с рекламными целями, целями создания подсознательной ассоциации ТМ с героем или сюжетом художественного произведения.

 

PR-кампания — комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити.

 

S

 

SWAT-анализ — исследование рыночной ситуации, выражающееся в определении сильных и слабых сторон фирмы, а так же потенциальных угроз и возможностей организации (S.W.O.T. — Strengths-сила; Weaknesses-слабость; Opportunities-возможности; Threats-угрозы).

 

 

А-Я

 

A

 

Агентские комиссионные – вознаграждение, выплачиваемое СМИ в пользу рекламного агентства за предоставление рекламы для размещения.

 

Ай-стоппер – нечто необычное, выделяющееся из общего ряда, приковывающее внимание. Ай-Стопперы применяются при оформлении витрин, помещений магазинов и других мест торговли, на выставках, в печатной, наружной рекламе… В печатной и газетно-журнальной рекламе в роли ай-стопперов могут выступать броские заголовки, визуальный образ или же сам способ подачи информации (текст, напечатанный вывороткой, вверх ногами и прочие ухищрения). Ай-стопперами являются гигантские игрушки в местах продажи детских товаров и муляжи огромных бутылок вина или водки или мобайлы в виде популярной поп-звезды с бутылочкой кока-колы для привлечения, соответственно, взрослых и подростков.

 

Аккаунт-менеджер – специалист рекламного агентства, обеспечивающий поддержание постоянного контакта с существующими клиентами, координирующий работу всех подразделений агентства над конкретными заказами клиента, а также выполняющий поиск новых клиентов.

 

Анализ конкурентов — процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать либо избегать.

 

Анимация (мультипликация) – использование рисунков или кукол в телевизионной рекламе. Зачастую применяется для обращения к специальным аудиториям (детской, например) или иллюстрации сложных рекламных сообщений.

 

Антикризисное управление — направление PR, ставящее задачами прогнозирование возможных кризисных ситуаций и разработку стратегий их сдерживания и опережения; а в условиях кризиса управление процессом коммуникации, направленное на распространение позиции организации, влияние на восприятие проблемы, предотвращение распространению слухов и дезинформации; нейтрализация или минимизация последствий кризиса. Верхом же профессионализма является ориентация управления проблемами не только на защиту организации от воздействия внешних факторов, но и на получение пользы компанией путем усиления ее деловой активности за счет нейтрализации факторов, представляющих угрозу тем преимуществам, которыми она располагает.

 

Арбитрон — система мгновенного получения рейтинга телевизионной передачи на основе данных, полученных с установленных в домашних телевизорах электронных устройств.

 

Арт-директор – ответственный за разработку, ведение и контроль исполнения креативных концепций проектов, реализуемых агентством с целью выведения предоставляемых бизнес-услуг агентства на новый качественный уровень.

 

Афиша — рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о предстоящем культурном мероприятии и предназначенное для расклейки. Афиши вывешиваются у входов в театры, на улицах, площадях и в других публичных местах, Обычно на афише помещается название исполняемого произведения, а также имена авторов, исполнителей и пр.

 

Б

 

Базовая автобусная реклама – в транзитной рекламе приобретение всего внутреннего пространства салона большого числа автобусов под рекламу, обеспечивающее преимущество данной рекламе.

 

Баннер

  1. прямоугольник из винилового полотна (ткани) с нанесенным на нем рекламным текстом, используемый как транспарант-перетяжка;
  2. напечатанное на виниловой ткани изображение для магистральных щитов (билбордов);
  3. рекламный плакат, выполненный в виде флага с напечатанным на нем рекламным объявлением;
  4. изображение или текстовый блок на веб-сайте, являющийся гиперссылкой на сайт рекламодателя, где размещено подробное описание продукта или услуги.

 

Баннерная реклама — единица рекламной площади, находящаяся над несколькими столбцами рекламных объявлений или над редакционными материалами.

 

Бенчмаркетинг – использование самых передовых технологий и самых совершенных социальных инноваций из тех, которые на данный момент доступны фирме.

 

Биговка – получение углубленных бороздок (бигов) на листе в месте будущего сгиба на изделиях из картона или толстой бумаги (например, на книжных обложках).

 

Билборд – рекламный щит больших размеров, предназначенный для наружной рекламы, устанавливаемый, как правило, на оживленных трассах. Популярные размеры рекламного поля серийных щитов: 3х6 м; 3х12 м.

 

Благотворительность – финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе, благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.

 

Брандмауэр – разновидность наружной рекламы: плакат, расположенный на брандмауэре — торцевой стене здания. Другие названия: брандмауэрное панно, щит настенный.

 

Бренд – марка, идентифицирующая товар; товар определенной марки, имеющий широкую известность; образ марки данного товара (услуги) в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих.

 

Брендбук – одно из названий руководства по применению фирменного стиля. Синонимы: гайдлайн, стандарты оформления.

 

Брендинг

  1. Наука и искусство создания долгосрочного покупательского предпочтения к определенной товарной марке — бренду.
  2. Вся система маркетинговых и PR-акций, направленная на создание брэнда. От имеющегося неизвестного товара или фирмы до «у всех на слуху».

 

Брифинг – короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиции правительства.

 

Брошюра – непериодическое книжное издание малого объема – от 5 до 48 страниц, соединенных при помощи шитья скрепкой или ниткой, в мягкой обложке.

 

Брошюровка — скрепление отпечатанных листов; процессы обработки отпечатанных листов при изготовлении брошюр, журналов и блоков книг в переплёте.

 

Буклет – непериодическое листовое издание, напечатанное с обеих сторон листа и сфальцованное любым способом в два и более сгиба.

 

Бусорама — в транзитной рекламе панорамное рекламное объявление, изготавливаемое на прозрачной пленке с подсветкой лампами дневного света, размещаемое по периметру верхней части автобуса.

 

Бэкграунд

  1. Информация текущего, событийного характера, регулярно отсылаемая для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации. А также информация, дополняющая короткий новостной пресс-релиз, — различные обстоятельства, окружающие какое-либо событие или предшествовавшие ему и ставшие причиной, которые могут помочь журналистам подробно и без искажений подготовить материал.
  2. Информация текущего, событийного характера. Это новость, не являющаяся сенсацией. Такую информацию следует отсылать регулярно для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих из организации.

 

Бюллетень – средство, используемое в международной практике связей с общественностью для информирования о новом продукте, товаре, встрече, планах строительства, программе отдыха и т.д.

 

В

 

Веб-дизайн – оформление веб-страниц. Для сайта играет такую же роль, как полиграфический дизайн и верстка для бумажного издания. Часто под веб-дизайном понимают не только создание графических элементов сайта, но и проектирование его структуры, навигации и иногда «движков», необходимых для работы сайта, – то есть создание сайта полностью.

 

Веб-разработка – процесс создания веб-сайта или веб-приложения. Термин включает разработку приложений электронной коммерции, веб-дизайн, программирование для веб на стороне клиента и сервера, а также конфигурирование веб-сервера.

 

Веб-сайт – место в Интернете, которое определяется своим адресом (URL), имеет своего владельца и состоит из веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере, которые воспринимаются как единое целое.

 

Веб-страница – логическая единица в Интернете, однозначно определяемая адресом (URL). Может включать в себя тексты, изображения, скрипты и пр.

 

Верстка

  1. процесс формирования и монтажа полосы издания: размещение текста, иллюстраций и элементов оформления на полосе в соответствии с макетом будущего издания;
  2. составная часть макетирования и процесса подготовки издания к печатанию;
  3. оттиск сверстанного набора полос печатной формы, предназначенный для корректуры.

 

Вертикальные публикации – деловые публикации, ориентированные на лиц, профессионально занятых в какой-либо одной сфере деятельности, отрасли промышленности и т.п.

 

Внутренние общественные связи — направление PR, ставящее задачами управление мнением и поведением сотрудников компании по отношению к руководству, к собственно компании, к конкурентам; создание опорных ценностей на которые ориентируются сотрудники для формирования собственного поведения и позиционирования себя в компании, т.е. создание эффекта культурной саморегуляции в коллективе. Целевой аудиторией здесь выступают управленческий персонал, специалисты, рабочие, работники продающей сети, филиалов и представительств, профсоюзы, ветераны, семьи сотрудников. Наиболее широко распространенные методы работы — выпуск корпоративных изданий и проведение корпоративных мероприятий.

 

Вспомогательные рекламные материалы – все рекламные средства, не предназначенные для опубликования по каналам СМИ и выдаваемые изготовителями дилерам для облегчения их товара, а именно: буклеты, каталоги, брошюры, выставочные образцы и т.п.

 

Вторичная информация – ранее собранная или публиковавшаяся информация.

 

Выборка — часть населения, отобранная для проведения маркетингового исследования, которая должна представлять все население в целом.

 

Вырубка – операция отделения от основного листового материала плоского изделия (развертки коробки, этикетки и пр.) путем разрыва по замкнутому контуру.

 

Выставка – специфическая форма маркетинговой коммуникации (рекламы и PR, стимулирования продаж), при которой на относительно небольшой по размерам оборудованной территории демонстрируются для продажи образцы новых товаров или предлагаются услуги с целью их последующей реализации.

 

Г

 

Геоконтекстная реклама – реклама в мобильных телефонах с учётом местоположения пользователя, реклама на веб-картах (например, Google Maps, Яндекс.Карты, Карты@Mail.ru), так же относится к разряду LBA (location-based advertising) и относится к интернет-рекламе. Рекламные сообщения показываются пользователю при просмотре участка карты с учётом контекста запроса.

 

Глобальная реклама – использование одного и того же рекламного объявления (с переводом текста сообщения на разные языки), размещаемого в СМИ различных стран мира.

 

Горизонтальная корпоративная реклама – совместные рекламные усилия, предпринимаемые бизнесменами, действующими в смежных областях с целью активизации своего бизнеса.

 

Горизонтальные публикации – деловые публикации, нацеленные на людей, профессионально занятых в одной и той же сфере деятельности.

 

Гудвилл — нематериальный капитал фирмы. Например, деловая репутация, образ, имидж, связи, влияние и т.д. Концепция Гудвилла определяет, например, ценность торговой марки в сознании потребителей.

 

Д

 

Деловая периодика – периодические (журнальные) издания, предназначенные для делового читателя. Подразделяются по темам: торговля, промышленность и т.д.

 

Джингл — музыкальный куплет(песенка), используемый в качестве рекламы.

 

Дизайн

  1. в широком смысле – художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды;
  2. в узком смысле – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, в том числе внешних черт изделия и особенно структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и изготовителя.

 

Динамическое размещение («динамика») – вид размещения рекламы в Интернете, при котором баннеры заказчика показываются на рекламных местах сайта по очереди с баннерами других заказчиков. Обычно заказчик оплачивает определенное количество показов материала или кликов по ним. Длительность кампании оговаривается нестрого или (при оплате по кликам) вообще не оговаривается. Динамическое размещение характерно для площадок с большим количеством показов баннеров.

 

Директ-мейл — другими словами, прямая рассылка — рекламное обращение, которое отсылается по электронной почте конкретному представителю целевой аудитории.

 

«Домашние» печатные органы – публикации деловых организаций (бюллетени, отчеты для акционеров, брошюры для дилеров), выпускаемые рекламными отделами или отделами по связям с общественностью компаний и их рекламными агентствами.

 

Е

 

Единицы использования СМИ – подразделяются по видам СМИ, например: 0,5 страницы, 30 секунд эфира и т.д.

 

Ж

 

Журнал — периодическое сброшюрованное печатное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи по различным вопросам жизни, природы, науки, литературные произведения, иллюстративный и другие материалы.

 

З

 

Заказ на публикацию — заказ от рекламодателя или от рекламного агентства издателю на публикацию рекламы определенного размера в указанное время и за оговоренную цену.

 

Заявочная реклама – разновидность почтовой рекламы и способ продажи, побуждающий получателя такой рекламы заказать товар по почте. Распространяется в виде каталогов, газетно-журнальной рекламы и адресно рассылаемых предложений.

 

Зона доминирующего влияния (ADI) – термин телевизионной рекламы, определяемый как «эксклюзивный географический район, в пределах которого существует ситуация активного просмотра телепередач определенной ТВ станции».

 

И

 

Идея – в художественном произведении – его основная мысль, определяющая содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.

 

Имидж

  1. образ товара, услуги или компании как совокупность ассоциаций и впечатлений о них, который складывается в сознании потребителей и формирует их отношение к данному товару, услуге или компании;
  2. специально проектируемый в интересах фирмы и основанный на особенностях деятельности, достоинствах, качествах образ, который целенаправленно внедряется в сознание и подсознание целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям, стереотипам и служит отличию фирмы, товаров, услуг, бренда от аналогичных;
  3. Обобщенный портрет личности или организации, создающийся в представлении самых разных групп общественности и формирующий в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к ней, на основании того, что личность или организация заявляет и, особенно, что делает.

 

Имидж и репутация — имидж является составной частью репутации и определяет ее внешние характеристики, ее общественное лицо, тогда как понятие репутации трактуется шире и описывает также ее внутренние, поведенческие характеристики, ее потенциальные возможности — так как они воспринимаются различными аудиториями. Также представляется, что имидж имеет актуальное, сегодняшнее значение, тогда как репутация имеет также и ретроспективный характер, т.е. сообщает о прошлом компании, о ее предыдущих состояниях.

 

Имиджевая реклама — имиджевая реклама — реклама, главной целью которой является обеспечение популярности брэнда, торговой марки или имени конкретного человека (как правило, в политической рекламе) обычно с перспективой на будущее.

 

Имиджмейкинг — направление PR, ставящее задачей создание благоприятного образа (имиджа) личности или организации.

 

Инсайдер — журналист, имеющий доступ к закрытой информации, сведениям.

 

Интегрированные маркетинговые коммуникации — единая многоканальная синхронизированная коммуникация, объединяющая в единое целое три разных направления продвижения товара — маркетинг, рекламу, PR; ориентированная на установление отношений, желательно двухсторонних, с целевой аудиторией.

Для этого:

  • вводится единое финансирование и устраняется вечный спор за бюджеты по разным направлениям;
  • организуется единый центр управления кампанией по продвижению продукта;
  • производится единое планирование кампании, устраняющее отправку в общество различных и порой даже противоречивых сообщений о продукте.

IMC-подход, по оценкам специалистов, в 2-2,5 раза дешевле традиционного, поскольку позволяет отказаться от прямого размещения рекламы на телевидении.

 

Интернет-портал — веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т. д.

 

Интернет-реклама – реклама в сети Интернет, обычно имеющая двухуровневый характер:

  1. рекламный носитель – внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателя;
  2. непосредственно сайты рекламодателя.

 

Информационный повод — событие, достойное того, чтобы стать новостью.

 

Исследование СМИ – систематический сбор и анализ информации по охвату и эффективности средств массовой информации.

 

К

 

Календарь – печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку. В зависимости от конструкционных особенностей и вида использования можно различить несколько видов календарей: квартальный календарь; карманный календарь; настольный календарь, настенный календарь и др.

 

Канал связи (применительно к обмену информацией) – средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи и т.п.

 

Каталог — перечень товаров с их описанием. Данные о товаре могут включать текстовую описательную информацию, значения характеристик, изображения, сведения о классификации, мультимедийную информацию, информацию о ценах и другое в зависимости от назначения и носителя.

 

Качественные исследования — поисковое исследование, проводимое с целью выявления побуждений, реакций и поведения потребителей. Проведение фокус-групп, интервью и метод устойчивых матриц — методы, используемые в ходе этого исследования.

 

Качественные рейтинги — числовые характеристики аудитории, которые описывают не только объём аудитории, но и её реакции, интерес и внимание к рассматриваемой передаче, каналу.

 

Кейс – история или случай; в практике деятельности служб по связям с общественностью – рассказ о положительном опыте использования потребителями популярных продуктов, услуг компании или же об успешном разрешении проблемных ситуаций.

 

Комбинированные расценки – специальные расценки на газетную рекламу, размещаемую в:

  1. утреннем и вечернем выпусках одной и той же газеты;
  2. двух или более газетах, выпускаемых одним издателем;
  3. двух или более газетах, издаваемых одним газетным синдикатом.

 

Коммерческое предложение – рекламный материал, отличающийся от других видов меньшей рекламной направленностью и большей информативностью.

 

Коммуникативная политика

  1. Перспективный курс действий предприятия и наличие у него такой обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативный микс) и организации взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы, которая обеспечивает стабильную и эффективную деятельность по формированию спроса и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли;
  2. Разработка комплекса стимулирования, т.е. мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия бизнес-партнеров, организации рекламы, методов стимулирования сбыта, связи с общественностью и персональной продажи.

 

Коммуникатор – лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе.

 

Коммуникационный аудит – проведение исследования внешних и внутренних коммуникационных потоков, проходящих через организацию.

 

Коммуникация – процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания, мыслей, мнений от источника к получателю посредством речи, символов или действий, используя различные каналы коммуникации (ТВ, печатные СМИ, личные выступления и т.д.).

 

Комплекс рекламы – совокупность элементов, задействованных для достижения рекламных целей компании. Включает целевую аудиторию, концепцию продукта, СМИ и рекламное сообщение.

 

Комплекс СМИ – использование совокупности средств массовой информации в рамках одной рекламной кампании.

 

Конкурентное преимущество – преимущество, приобретаемое компанией над конкурентами, посредством предложения потребителям большей ценности либо за счет предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счет предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товары и услуги.

 

Конкурс – средство стимулирования сбыта, предполагающее раздачу рекламируемого товара в качестве приза.

 

Консалтинг – консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Услуги по исследованию и прогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и т.п. предоставляют специализированными консалтинговыми компаниями.

 

Контент-анализ – предельно формализованный метод анализа текстов, основанный не на выделении их содержания, а на определении частоты употребления того или иного понятия, словосочетания, наименования.

 

Концепция PR-компании – общее представление, включающее идею, рекламную и PR-аргументацию, особенности PR-сообщений, обоснование выбора средств распространения рекламы и информационных сообщений, тип и логику PR-кампании с учетом задач заказчика.

 

Копирайтер — составитель рекламных и презентационных текстов. Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко и доходчиво сформулировать идеи заказчика о достоинствах и преимуществах предлагаемых товаров и услуг.

 

Корпоративная культура – совокупность ценностей, этических и профессиональных, предписывающих определенный стиль поведения во взаимоотношениях работников между собой, а также их отношениях с клиентами, потребителями и деловыми партнерами; корпоративная культура объединяет руководство и кадровое ядро коллектива фирмы (в идеале – руководство и всех сотрудников фирмы).

 

Корпоративная социальная ответственность – ответственность организации перед обществом (населением города), заключающаяся в социальной помощи и поддержке(организация мероприятий, благотворительность, социальная поддержка и т.д.), т.е. вклад предприятия в экономику, социальную сферу, качество жизни населения страны/города.

 

Корпоративная реклама – реклама, имеющая целью улучшить или создать особый имидж компании.

 

Корпоративное издание — издание, публикуемое регулярно деловым предприятием для своего персонала, дилеров, перспективных клиентов, акционеров и других групп населения, выполняющее задачу донесения без искажений позиции и мнения компании, сообщения ей о своих достижениях и планах. Кроме того оно являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры. Различаются внутренние и внешние фирменные издания. Внутренние рассчитаны только на собственных сотрудников и доверенных партнеров, содержат информацию, касающуюся непосредственно жизни компании. Внешние распространяются клиентам, партнерам, потенциальной аудитории. Могут содержать более обширную информацию (например, об области, в которой действует компания).

 

Корпоративный стиль (или фирменный стиль) — набор графических форм и принципов построения, объединённых одной идеей, основная задача которых — выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

 

Креатив – творческая неординарная идея, замысел, проект.

 

Креативный бриф – задание для творческого отдела.

 

Кросс-промоушн – совместные акции.

 

Круглый стол – одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности.

 

Л

 

Легенда

  1. Эффект восприятия, основанный на сопоставлении аудиторией миссии, целей и реальной работы личности или организации. Легенда возникает лишь когда присутствуют все эти три компонента, взаимно увязанные между собой.
  2. Специально подготовленная не соответствующая действительности информационная модель субъекта, направленная на формирование ложного имиджа субъекта (мифа), соответствующая интересам ее создателя.

 

Листовка — бумажный лист, как правило формата А4, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну- или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.

 

Логотип – оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам. Явлется одним из элементов фирменного стиля, способствует узнаванию со стороны потребителя.

 

Лозунг — четкая, ясная и сжатая формулировка рекламной идеи, удобная для восприятия и запоминания.

 

Лояльность – благоприятное, позитивное отношение.

 

М

 

Макет – модель издания или отдельных полос, которая необходима для оценки художественных решений, для предварительного согласования сложных композиционных комплексов и включает в себя шрифты, заголовки, иллюстрации, титульные листы, обложки, оформительские элементы переплета и пр. Макет является эталоном для верстки полос издания и монтажа с раскладкой полос на печатном листе, утвержденным издательством.

 

Марка – сочетание наименования, символического изображения и других элементов оформления, призванное идентифицировать товар и отличать его от товаров-конкурентов.

 

Маркетинг – процесс ориентированного на потребителя планирования и реализации концепции, ценообразования, рекламы и сбыта идей, товаров и услуг, в результате чего происходит удовлетворение нужд, потребностей и целей отдельных лиц и организаций. В следствие все более активного интегрирования коммуникационных технологий PR в маркетинговую деятельность возник новый подход, получивший название интегрированные маркетинговые коммуникации и призванный объединить в единое целое три разных направления продвижения товара — маркетинг, рекламу, PR.

 

Маркетинговое исследование – систематический сбор. Регистрация и анализ информации с целью облегчения принятия решений по маркетингу.

 

Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.

 

Масс-медиа – название средств массовой информации (СМИ).

 

Медиа-кит (см. пресс-кит) – средство связей с общественностью, которое содержит несколько видов материалов, полезных для газет и журналов, в том числе: пресс-релиз, бэкграундер, факт-листы, фотографии, видеопленки.

 

Медиа – вся совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.

 

Медиа-план – подробный перечень средств массовой информации, планируемых для -рекламной или PR-кампании, включая указание причин их выбора, соответствующих затрат и возможных вариантов.

 

Медиапланирование – план проведения рекламной кампании, учитывающий бюджет, сроки и конкретные средства массовой информации, в которых будут размещаться рекламные обращения.

 

Медиарынок (media market) — район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими той или иной компании, зона эффективной реализации информационной техники, программ и распространения рекламы с помощью масс медиа.

 

Медиаселлер – специалист, занимающийся продажей рекламного пространства от имени и по поручению владельца.

 

Медийная реклама – размещение текстово-графических рекламных материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку. По многим признакам аналогична рекламе в печатных СМИ. Однако, наличие у баннера гиперссылки и возможность анимированного изображения значительно расширяют возможности воздействия медийной рекламы. Как правило, медийная реклама имеет форму баннерной рекламы.

 

Менеджер по рекламе – представитель рекламодателя, ответственный за планирование, координирование, финансирование и руководство рекламными программами компании.

 

Мерчендайзинг – элемент маркетинга, направленный на скорейшее продвижение товара на месте продаж (выкладка товара, оформление витрин, размещение POS-материалов, отслеживание акций конкурентов, раздача сувениров, скидки).

 

Миссия – краткое выражение функции, которую организация или проект пытаются выполнить в обществе — «во имя чего этот человек или компания существуют в обществе, для чего они занимаются своей деятельностью?». Как правило, провозглашаются социальные обязательства и гражданская ответственность перед обществом, принципы отношения к различным группам общественности, к окружающей среде и т.д.

 

Миф – не соответствующий действительности, недостоверный имидж, сформировавшийся в условиях дефицита у общественности информации о субъекте (преднамеренно или непроизвольно).

 

Модератор (moderator) — специалист, следящий за соблюдением правил в групповых дискуссиях, ведущий (в чатах, форумах, телеконференциях, при проведении фокус-групп); в каталогах — редактор текстов, ответственный за тот или иной тематический раздел.

 

Модуль

  1. единица длины, являющаяся в оформлении изданий базовой для графических построений модульной системы верстки;
  2. определенные размеры графической рекламы для публикации в прессе.

 

Мониторинг СМИ – постоянное отслеживание сведений в средствах массовой информации и Интернет с целью выявление соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Это могут быть статьи об организации, поздравления руководителя компании, годовые отчеты в СМИ и т.д.

 

Музыкальный логотип – мелодия, ассоциируемая с тем или иным товаром или компанией.

 

Н

 

Наружная реклама – вид рекламы на рекламных щитах, объявлениях, вывесках и т.п. вне помещений, вдоль дорог, на стенах и крышах домов.

 

Нейминг – комплекс работ, связанных с созданием звучных, запоминающихся и точных названий для предприятий, проектов, интернет-сайтов и др.

 

Некоммерческая реклама – реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах, и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью либо пользу или привлечение внимания к делам общества.

 

Некоммерческие институты – организации, целью деятельности которых не является получение прибыли: церковь, школа, благотворительные организации и т.д.

 

Неформальное исследование – второй этап исследовательского процесса, предполагающий углубленное изучение рыночной ситуации путем анализа вторичной информации и интервьюирования людей, обладающих ключевой информацией.

 

Ньюсмейкер – люди, чья деятельность предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ. Как правило журналистов интересует текущая деятельность ньюсмейкера, пресс-события, изменение его статуса, изменения в окружении, его личная жизнь. Различают должностных ньюсмейкеров, ставших ими в силу своего положения, должности, статуса — чиновники, руководители, политики, бизнесмены; и харизматических, ставших таковыми благодаря личным качествам — артисты, шоу-звезды, телеведущие, вожди.

 

О

 

Обезличенная торговля – торговая деятельность, осуществляемая по опосредованным каналам, включая рекламу, связи с общественностью, средства продвижения продаж, вспомогательные рекламные материалы.

 

Обзорные статьи – статьи, интегрирующие опыт нескольких компаний в отрасли. Готовятся не всегда журналистами, даже специализирущимися на конкретных темах, поскольку здесь необходимо знание проблемы, что называется изнутри. В основном авторами здесь выступают эксперты или даже руководство компаний, которые анализируют определенную отрасль или сегмент рынка, подвергают экспертной оценке их динамику и перспективы развития, приводят соответствующие факты и цифры. Паблисити меньших по размерам и более слабых компаний может улучшиться в результате включения материалов о них в обзорную статью вместе с материалами о крупных и сильных конкурентах.

 

Обратная связь – благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки.

 

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к событиям, различным группам и личностям.

 

Общественность – группа людей, выражающих по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующих на события и возникшие ситуации.

 

Опрос – форма тестирования, при которой ответы респондента регистрируются в табличной форме.

 

Открытая общественность – широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория СМИ, члены ассоциаций потребителей, идейные участники политических движений, партий и фракций.

 

Отстройка (выделение) – это такой расположение PR-или рекламного объекта в коммуникационном поле, которые позволяют наилучшим образом показать его достоинства на фоне конкурентов.

 

Оферта – коммерческое, рекламное, торговое обращение.

 

Охват — количество лиц, на которые хотя бы раз в течение некоторого периода оказывает влияние определенное средство массовой информации. Обычно измеряется за определенный период (например, за месяц). Также называется кумулятивной, недублированной или «чистой» аудиторией.

 

П

 

Паблисити

  1. Популяризация, создание известности. Действия, направленные на привлечение внимания.
  2. Как явление — положительная известность субъекта среди его общественности, а также гласность, публичность, открытость; рекламирование, самореклама.
  3. Как деятельность — достижение положительной известности субъекта среди его общественности.
  4. Как технология — технология достижения положительной известности субъекта среди его общественности, путем публичных выступлений, а также использованием средств массовой коммуникации (СМК).

 

Панель-кронштейн — это односторонняя или двусторонняя конструкция, которая крепится к стенам домов и мачтам уличного освещения. Используется при размещении наружной рекламы. Данное изделие является разновидностью светового короба. Панель-кронштейны являются одним из наиболее популярных видов наружной рекламы, они относительно недороги в изготовлении и эффективны, так как привлекают больше внимания, располагаясь перпендикулярно потоку людей или транспорта.

 

Периодика – издания, выходящие с определенной периодичностью: газеты, журналы и т.п.

 

Пиар (PR, PUBLIC RELATIONS, ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ) – это система коммуникационных технологий, включающая практические приемы, техники, методики, базирующиеся на знаниях из социологии, психологии, журналистики, экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы и многих других наук. Цель пиар — установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности. Понятие пиар включает в себя:

  1. Все, что предположительно улучшает взаимопонимание между организацией и теми, с кем она контактирует внутри и вовне.
  2. Мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания.
  3. Мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами PR.

Пиар не является:

  1. Барьером между правдой и общественностью.
  2. Пропагандой, стремящейся что-либо навязать, независимо от правды, этических норм и общественных интересов.
  3. Пропагандой, направленной исключительно на увеличение реализации.
  4. Набором хитростей и трюков. Они иногда используются для того, чтобы привлечь внимание, но при частом и изолированном применении совершенно бесполезны.
  5. Бесплатной рекламой.
  6. Простой работой с прессой, хотя работа с прессой является очень важной частью большинства PR-программ.

 

Пиллар — распространённый в наружной рекламе вид рекламной конструкции, представляющей собой тумбу с двумя либо тремя рекламными изображениями размера 3м (высота) 1,4м (ширина). Имеет внутренний подсвет. За счет своей конструкции пиллар предоставляет возможность для размещения не только рекламных постеров, но и любых инсталляций.

 

Плакат – листовой вид печатной продукции больших форматов, не менее А3. Дизайн плаката отличается лаконичностью, используются крупные элементы, текстовой информации мало.

 

Полиграфия — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.

 

Позиционирование

  1. место продукта в умственной классификации потребителя, обусловленное его достоинствами, отличиями от конкурентов или по отношению к определенным целевым рынкам.
  2. такое размещение, установка, ракурс PR-объекта, в котором наилучшим образом видны его достоинства.

 

Позиционирование товара на рынке — действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга, основанные на том, что компания (или товар) стремится занять свою собственную нишу (в том числе, в сознании потребителя) и таким образом отстроиться от конкурентов.

 

Показ – одно предъявление рекламного материала посетителю сайта. Обычно количество показов баннерной рекламы несколько меньше количества показов страниц, на которых эта реклама расположена, так как небольшая часть пользователей отключает показ графики на веб-страницах и, таким образом, не видит баннеры.

 

Посещаемость – количество уникальных посетителей сайта за определенный период времени (день, неделю, месяц). Обычно для оценки количества уникальных посетителей используются IP или Cookie. Посещаемость самых крупных российских сайтов составляет несколько сотен тысяч в день.

 

Потенциальная аудитория — аудитория, которую можно потенциально охватить при помощи определенных средств распространения реклам.

 

Прайм-тайм – время наибольшего охвата аудитории теле- или радиоканалов.

 

Преамбула — «лид» (lead, lead story, lead paragraph) — вводная часть информационного сообщения. В репортажах, статьях, сводках новостей по радио и телевидению эта часть отделяется от основной (body) с помощью различных выразительных средств — от композиционно-шрифтовых в печатных жанрах до музыкальных в вещательных программах. Ключевой абзац пресс-релиза, в котором заключена основная мысль сообщения.

 

Презентация – официальное торжественное представление вновь созданной компании, проекта, продукции, товара или какого-либо достижения, проводимое для средств массовой информации, общественности или потенциальных потребителей.

 

Пресс-кит (см. медиа-кит) — подборка материалов о фирме/проекте/товаре для наиболее полного информирования журналистов и ответов на наиболее вероятные вопросы прессы. В его состав обычно входят историческая справка, информационная справка, пресс-релиз, а также фотографии, видеоматериалы.

 

Пресс-клипинг – анализ выходящих в средствах массовой информации материалов, подбор публикаций за выбранный период времени, в которых упоминается определенная персона или организация, освещается конкретное мероприятие. Пресс-клипинг позволяет корректировать бизнес-стратегию и PR-стратегию, показывает, насколько эффективны проведенные для прессы мероприятия.

 

Пресс-конференция – организованная встреча журналистов с представителями госучреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур, имеющая целью предоставление СМИ проблемной и комментирующей информации, и характеризующаяся возможностью получения информации из первых рук, проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.

 

Пресс-посредничество – написание материалов или организация специальных мероприятий с целью привлечения внимания средств информации и обеспечения общественной заметности. Оно предусматривает планирование и проведение таких мероприятий (иногда просто трюков), которые заслуживают того, чтобы стать новостью или привлечь внимание к организации, человеку, товару или идее.

 

Пресс-релиз — сообщение, подготовленное для журналистов и редакторов СМИ, о событии, мероприятии или другом информационном поводе. Его главная задача — сообщить новость таким образом, чтобы заинтересовать журналиста и побудить его обратиться за комментариями и дополнительной информацией. Структура пресс-релиза представляет собой «перевернутую пирамиду»: сначала краткое изложение новости или события, затем — наиболее важные подробности (что, где, когда), если надо цитаты и разъяснения. Заканчивается пресс-релиз практической информацией — где и когда состоится/состоялось событие, условия аккредитации/получения дополнительной информации, а также имена, должности, телефоны и другие контактные данные тех людей, у которых журналист сможет аккредитоваться/получить дополнительную информацию.

 

Пресс-тур – экскурсия, организованная для журналистов, с целью привлечения внимания к региону, проекту, заводу-производителю или предприятию. Часто может служить самостоятельным информационным поводом.

 

Пресса – массовые периодические печатные издания – газеты и журналы, выполняющие одну из главных ролей СМИ в формировании общественного мнения.

 

Призматрон — рекламоноситель, рекламная поверхность которого состоит из трехгранных призм. Через заданный промежуток времени призмы поворачиваются вокруг своей оси, демонстрируя по очереди каждую из трех граней. Таким образом, одновременно можно разместить три разных сюжета. Подобные рекламоносители чаще всего устанавливаются на биллборды, реже на конструкции типа суперсайт ипиллар, также иногда устанавливаются на фасады домов, заменяя брэндмауэры в наиболее людных местах. Кроме того, иногда используются в Indoor-рекламе.

 

Продвижение – специальная активность или организованные события, рассчитанные на формирование и стимулирование интереса к товару, личности, организации или напрвлению деятельности. Продвижение выполняет задачу формирования мнения.

 

Промо акция — это совокупность действий, направленных на продвижение продукта или услуги, которые воздействуют на целевую аудиторию(потенциальных потребителей). Воздействие может быть информационное: можно визуально ознакомиться с продуктом или услугой, протестировать, продегустировать; и стимулирующее: получить бесплатно продукт при покупке определенного количества продукта, получить подарок за покупку товара (пользования услугой), получить скидку на покупку товара или услуги и т.д. Промоакция, как правило, носит краткосрочный характер. С целью ввода на рынок нового товара (услуги) или повышения продаж уже предлагаемого товара (услуги). Промоакцию проводят специально обученные люди—промоутеры. Для привлечения внимания людей используют брендированную одежду, промостойки и т.д.

 

Промоутер — человек, участвующий в акциях по стимулированию сбыта (промо — акциях).

 

Профиль аудитории — характеристики состава аудитории средства массовой информации, учитывающие возраст, размер семьи, место проживания, образовательный уровень, доход и другие параметры.

 

Р

 

Работа со СМИ – развитие и построение отношений со СМИ: обеспечение связей со СМИ, производство и размещение в СМИ различных публикаций, пресс-поддержка различных акций и кампаний, организация пресс-туров, создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации.

 

Ребрендинг — изменение названия, логотипа, визуального оформления бренда с изменением позиционирования. Случай, когда меняется лишь дизайн знака, логотипа, называется рестайлингом Типичный случай ребрендинга — осовременивание бренда. Через это прошли компании Кока-Кола и «PepsiCo» со своими традиционными напитками. Примерно раз в 10 лет в логотипы их брендов вносятся нерадикальные изменения, обновляющие бренд.

 

Резервирование определенного места публикации под рекламу — определенное место в публикации (т.е. внешняя сторона задней обложки, внутренняя сторона передней обложки и т.п.), право приоритетного использования которого рекламодатель за отдельную плату резервирует на длительный срок. Если рекламодатель не использует зарезервированное место в течение года, то может быть поставлен вопрос о пересмотре условий резервирования.

 

Рейтинг — на телевидении и радио – доля целевой аудитории, обратившей внимание на определенную программу или на передачи станции в течение определенного времени. Для национальных телекомпаний рейтинги устанавливаются в минутах, а для местных компаний — в четвертях часа.

 

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Рекламная вставка —

  1. Промежуток времени в программе, полностью заполненный коммерческой рекламой или общественными объявлениями и продаваемый отдельно от смежных периодов рекламного времени. Такие объявления могут размещаться в перерывах между сетевыми программами или внутри местных программ.
  2. Приобретение эфирного времени (программ и/или объявлений) на станциях через их представителей при обращении с эквивалентным предложением о размещении рекламы в эфирном времени на других станциях.

 

Рекламная кампания – использование одного или нескольких средств рекламы на определенной территории в течение определенного времени для достижения конкретно сформулированной цели.

 

Рекламное агентство – независимая организация, предлагающая комплекс или отдельные виды рекламных работ или услуг, которая состоит из бизнесменов и творческих работников, специализирующихся в разработке и подготовке рекламных объявлений, планов рекламной деятельности и других средств продвижения товаров/услуг рекламодателей. Агентство также организует приобретение эфирного времени или места для размещения рекламы в различных средствах распространения рекламы.

 

Рекламное исследование — систематический сбор и анализ информации для облегчения выработки или оценки стратегии рекламной деятельности, рекламных объявлений и кампаний в СМИ.

 

Рекламное сообщение – элемент комплекса рекламного творчества, несущий смысл рекламного объявления и определяющий способ его передачи (устно или письменно).

 

Репутация – существующее мнение о компании (персоне), осведомленность о ее деятельности и ее оценка, представленные в восприятии различных аудиторий, составляющих общественное мнение. Репутация — это интегральный образ, который формируется в общественном сознании и определяет отношение различных общественных групп к ее деятельности и ее перспективам.

 

Ротация

  1. Повторение рекламных блоков в неизменном порядке.
  2. Применяемая в торговом менеджменте практика выдвижения на лучшие места на полках товаров, полученных ранее других.
  3. Методика, принятая при рекламе розничных товаров, когда реклама продуктов определенной торговой марки проводится с определенными перерывами на протяжении года, что позволяет поддерживать постоянный спрос на них.

 

С

 

Сайт — в компьютерной сети объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) совокупность документов частного лица или организации.

 

Сайт-визитка — небольшой сайт, как правило, состоящий из нескольких веб-страниц, и содержащий основную информацию о коммерческой или некоммерческой организации, частном лице, компании, товарах или услугах, прайс-листы, контактные данные и форму обратной связи.

 

Сайт корпоративный — сайт компании (организации), разновидность классификации типа сайта по функциональному назначению. Обычно на корпоративных сайтах размещают подробную информацию о компании: описание услуг, сервисов, продуктов, открытых вакансий. Как правило, корпоративные сайт отличается от сайта-визитки более сложной информационной архитектурой, наличием системы управления контентом (содержимым) CMS). Внешнее оформление (дизайн) корпоративного сайта соответствует фирменному стилю компании.

 

Сбор мнений – разновидность исследования в сфере связей с общественностью, основанного на обратной связи с потребительской массой путем интервьюирования, использования линий бесплатной телефонной связи, работы с фокусными группами и т.п.

 

Связи с общественностью — коммуникация, проводимая главным образом с целью создания престижа и обеспечения благожелательного отношения со стороны всех, от кого зависит успех работы фирмы или организации: собственных служащих; клиентуры; властей; общественности; широких слоев населения. Содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции.

 

Сити-форматы — отдельно стоящие конструкции наружной рекламы, павильоны ожидания транспорта. Стандартный размер рекламного поля — 1,2 м х 1,8 м. Представляют собой так называемый «световой короб» с двумя рекламными поверхностями с внутренней подсветкой.

 

Скидка — снижение стандартной цены при заказе большого объема рекламных услуг. Скидки в печатных изданиях могут предоставляться как за объем газетной площади, так и за частоту размещения объявлений. Скидки на кабельном телевидении обычно предоставляются при заказе рекламы в различные периоды эфирного времени, повышении частоты показа или увеличении продолжительности рекламных роликов, также учитывается длительность действия договора на рекламу. Местные станции предоставляют скидки с учетом количества рекламных показов в неделю, продолжительности договора на рекламу и при приобретении пакетов эфирного времени.

 

Скидка за количество 

  1. Дифференцированная скидка за количество приобретаемого товара или объема услуги.
  2. Периодическое возмещение части стоимости приобретенного товара, если его количество превышает некоторый минимальный уровень за определенный период.

 

Скидки за объем — сниженные расценки на размещение рекламы в газете, предоставляемые в случае регулярного размещения рекламных объявлений, а так же при размещении объявлений большого размера.

 

Скидка за последовательность заказов — скидка со стоимости рекламных услуг рекламодателю, который предоставляет рекламу без перерыва в течение минимального количества недель.

 

Скидка за частоту — скидка, предоставляемая за определенную частоту показов рекламы в течение года независимо от ее продолжительности. Скидка может предоставляться в двух формах: за определенное количество показов в неделю либо за общее количество показов в течение года.

 

Слоган

  1. Корпоративный слоган – атрибут бренда, наряду с названием и знаком компании; девиз компании, используемый ею в рекламе в качестве краткой, легко запоминающейся формулы, передающей принципы и/или стратегию компании.
  2. Товарный слоган сопутствует рекламной кампании и помогает привлечь внимание; это фраза, выражающая основную мысль рекламного обращения; рекламный призыв в несколько слов, читаемых одним взглядом. Главные требования к слогану – краткость, ясность, простота и доходчивость.

 

Социальная ответственность бизнеса – признание предпринимателями и топ- менеджментом того, что бизнес – это не только стремление к коммерческому успеху, но и служение обществу.

 

Специализированный журнал — журнал, характер которого и редакционные материалы ориентированы на определенную аудиторию.

 

Специальные события – когда повседневная жизнь организации не создает достаточного количества новой информации, ее инициируют путем организацией специальных событий. Не будучи случайными, они планируются, устраиваются или инициируются. Они устраиваются ради того, чтобы о них сообщили, поэтому в сам план закладывается такое качество, как способность быть новостью. Вопрос «настоящее ли событие?» менее важен по сравнению с вопросом «заслуживает ли оно того, чтобы быть новостью?». К специальным событиям можно отнести: презентации, церемонии открытия, закладки первого камня; фестивали, ярмарки, торговые шоу; встречи, круглые столы, конференции, симпозиумы; годовщины, юбилеи; дни открытых дверей, экскурсии по предприятию и т.п.

 

Спичрайтер – специалист (PR-менеджер, журналист, копирайтер) по составлению текстов речей для выступления руководителей/политических деятелей.

 

Спонсоринг – подбор или организация события (или иного объекта спонсирования), поручительство или попечительство над ним, поддержка его осуществлению или проведению с учетом интересов спонсора.

 

Спонсорство

  1. вклад, в основном, финансовый (или другими ресурсами – техникой и тому подобное) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка, как правило, предполагает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением об обязательстве последнего создавать паблисити для спонсора;
  2. приобретение в передаче одним рекламодателем более одного рекламного объявления (обычно приобретается большая часть рекламных роликов).

 

СПОТ – короткое по времени рекламное сообщение (ролик) или произведение (обычно, не более 1 минуты). Предназначен для включения в радио- и телепередачи.

 

Средства массовой информации (СМИ) – средства доставки рекламных материалов аудитории: пресса, телевидение, радио, Интернет, почтовые рассылки, наружная реклама и т.д.

 

СРТ — стоимость трансляции на тысячу зрителей.

 

Статическое размещение («статика») – вид размещения рекламы в Интернете с эксклюзивным выделением определенного рекламного места конкретному заказчику на определенный срок. При этом не гарантируется количество показов и тем более кликов. Статическое размещение применяется на сайтах с небольшой посещаемостью или при очень масштабных рекламных кампаниях.

 

Стереотип – сформировавшееся (сознательно сформированное или неосознанное сложившееся), как правило, упрощенное представление о том или ином реальном или виртуальном объекте.

 

Стимулирование продаж (сбыта) – дополнительные меры продвижения продаж по всему маршруту маркетинга – от изготовителя через каналы сбыта до потребителя – с целью ускорения процесса сбыта товаров.

 

Стимулирование покупателя – разнообразные средства воздействия, стимулирующие спрос и сбыт товара покупателем, включая экономические: сэмплинг, тестинг, купоны, льготные покупки, розыгрыши, игры, конкурсы для покупателей, премии.

 

Стратегия выбора средства массовой информации — документ, подготовленный рекламным агентством или отделом и описывающий принципы наиболее эффективного выбора средства массовой информации с учетом имеющегося рекламного бюджета.

 

Стратегия рекламной деятельности – методология, используемая рекламодателями для достижения своих рекламных целей и включающая такие элементы комплекса рекламного творчества, как целевая аудитория, концепция продукта, СМИ, рекламное сообщение.

 

Структура аудитории — демографические характеристики людей, составляющих аудиторию средства массовой информации, в частности пол, возраст, уровень дохода, место проживания и т.п. Измеряется в процентах от общего состава аудитории.

 

Супервайзер — куратор, начальник, наблюдатель, наставник. В отечественной практике супервайзерами обычно называют руководителей низшего или среднего звена.

 

Т

 

Таргетинг – механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию), и показать рекламу именно ей. Таргетинг осуществляют, например, по рекламным площадкам, по географии, по времени показа (утро или вечер, будни или выходные).

 

Творческая группа – организация творческих работников (художников, дизайнеров, копирайтеров), работающих на рекламодателя или рекламное агентство с целью разработки творческих концепций, рекламных сообщений и художественного оформления рекламных объявлений. Выполняет работу только творческого характера.

 

Телемаркетинг — продажа товаров или услуг по телефону. Выделяют два вида телемаркетинга: входящий – когда потребители звонят в компанию, интересуясь определенным продуктом, и исходящий – когда телемаркетинговая фирма сама обзванивает потенциальных потребителей, предлагая им продукт.

 

Товарный знак – по законодательству РФ – обозначения, способные отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объемными (форма изделий или упаковки) и т.д. Товарный знак – один из объектов промышленной собственности. Выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы. Применяется во внутренней и международной торговле. Порядок приобретения права на товарный знак, его использования и защиты определяется национальным законодательством.

 

Торговая марка – любые слова, наименования, символы или их сочетание, принятые и используемые производителем или коммерческой организацией для обозначения своих товаров и их дифференциации с товарами, производимыми или реализуемыми другими компаниями.

 

Транспарант-перетяжка (рекламная растяжка) — один из носителей уличной рекламы. Бывают различных размеров: 15х1, 15х1,1, 14х1, 14х1,1, 14х1,5, 14х1,2, 14х1,8, 13х1, 13х1,1, 12х1 м и др. Конструкция состоит из тросов, которые крепятся к домам или, если невозможно крепление к домам, к столбам. Рекламное полотно изготавливают из армированного ПВХ (баннер), хлопчатобумажной ткани, шёлка или других материалов. Удобное положение перетяжки над проезжей частью, делает ее дорогим, но эффективным видом наружной рекламы. Часто реклама на перетяжках используется для анонсирования выставок, концертов и других краткосрочных событий.

 

У

 

Узнаваемость — методика уточнения, знаком ли респондент с рекламными материалами в печатных изданиях или роликами на теле- и радиовещании. Исследователь показывает (или воспроизводит) рекламный материал и опрашивает респондентов, встречали ли они его недавно в определенном медиа. Процедура разработана компанией Daniel Starch & Associates и используется до сих пор.

 

Ф

 

Фирменный стиль – совокупность приемов (графических, акустических, пластических, видеозаписывающих), которые обеспечивают единство внешнего вида всех объектов, изделий и мероприятий фирмы (продукции, упаковки товаров, помещений, оборудования, документации, рекламы, одежды и т.п.). Фирменный стиль способствует формированию благоприятного имиджа компании, призван усиливать эффективность, запоминаемость рекламных контактов с потребителями, способствовать росту репутации и известности компании на рынке. Фирменный стиль также называют корпоративным стилем. Он разрабатывается на основе логотипа и знака. В начале разработки фирменного стиля определяются основные элементы: стилеобразующая идея, цветовая гамма, шрифты. Разрабатываются стандарты и рекомендации по нанесению корпоративной символики на носители стиля. Носителями стиля могут быть самые разнообразные объекты: внутренняя документация, наружная реклама, веб-сайт, здание офиса и др. После окончания работы по разработке стиля составляется руководство по его применению.

 

Фокус-группа – качественный метод исследования в PR, направленный на изучение объекта исследования, используя дискуссию с участием группы людей. Ф.г. проводится в специально оборудованном помещении (камеры, микрофоны), предполагает вознаграждение для участников (деньги либо продукция фирмы).

 

Х

 

Художественное руководство – процесс управления подготовкой и представлением рекламного объявления.

 

Ц

 

Целевая аудитория или целевая группа — желаемая или предпочитаемая с точки зрения рекламодателя аудитория рекламной кампании, PR, promotion и т.д. Обычно характеризуется рядом демографических (возраст, пол, уровень дохода и т.п.), потребительских показателей либо социальным уровнем. Подавляющее большинство целевой аудитории – потенциальные покупатели рекламируемого товара.

 

Целевой рынок – совокупность сегментов рынка, на которые сориентирована маркетинговая деятельность компании.

 

Центральный разворот — реклама, опубликованная на двух смежных страницах в середине издания.

 

Ч

 

Черный PR — методы и технологии Public relations, противоречащие закону, не соответствующие этическим и моральным нормам общества (пока каждый решает для себя этот вопрос в индивидуальном порядке); направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию; а также подкуп журналистов и размещение информации в прессе на платной основе без указания на ее принадлежность к рекламе; компроматы, содержащие ложную или собранную незаконными методами информацию.
Однако, «черный PR» это уже не PR по определению, поскольку PR — это совокупность техник или действий, направленных на гармонизацию отношений между некоторыми субъектами или институтами с внешним окружением посредством взаимопонимания. Очевидно, что в «черном PR» ни о какой гармонизации не может идти и речи. Можно сказать, что существует не «черный PR», а «черные» технологии — выборные, информационные и другие, которые по незнанию или целенаправленно и причисляют к PR.

 

Читательская аудитория — средняя численность лиц, знакомых с содержанием издания. Отличается от тиража издания или количества распространенных копий.

 

Ш

 

Широкоформатная печать — многокрасочная печать на полимерных рулонных материалах. Используется при изготовлении элементов наружной рекламы. Для печатания применяют, как правило, способ струйной печати в плоттерах.

 

Щ

 

Щит для размещения рекламных плакатов – наиболее распространенная форма наружной рекламы. Стандартный щит имеет размеры от 12 до 25 фунтов и изготавливается из стали с применением дерева, плексигласа или металла для внешней окантовки. На таком щите размещается стандартный 24-полосный плакат.

 

Э

 

Эффективность рекламы – степень воздействия рекламных средств на потребителей в интересах производителя или посредника. Определяется до и после передачи рекламного обращения. Определение влияния рекламы на результаты продаж (экономическая эффективность) проводится путем относительного сравнения затрат на рекламу и объемов реализации товара по итогам деятельности в прошлом.